Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

На этой неделе я сам со всей семьёй чуть было не стал жертвой слабоумия и отваги. И не легче, что чужой.
Да, в домашней силовой проводке на 230В концы многожильного провода лудить не рекомендуют. Рекомендуют обжимать. А что будет, если всё же залудить и так оставить? Вот я и стал жертвой эксперимента, сам того не ведая.

Висит уже много лет на кухне светильник — вот он на испытаниях, уже после починки и без абажура.

И вот в пятницу лампочка что-то подозрительно начала мигать. Поставил другую — то же самое. Дело не в лампочке. Вскрыл выключатель, понюхал-послушал. Не искрит. Снял светильник от греха, повесил времянку — патрон с проводочком. Заодно посмотрел на подключение — всё нормально, через клемму, провода не подгоревшие.

В субботу занялся плотнее. Смотрим патрон. Да, есть лёгкие повреждения контактов — но всё в пределах допустимого за много-то лет.

Но ведь где-то искрит! Разбираем дальше — остаётся только патрон, соединённый с проводом на заводе.

А там…

Вот эти коричневые полу обугленные кусочки — это обрезанные с того же самого провода, другие концы которого выше обжатые. Видно, что синий тоже стал коричневым. Гибкость изоляции полностью утрачена. Стала хрупкой — трескается и отваливается, обнажая медную жилу.



И тут же видна причина. Концы провода на заводе залудили.


Мне повезло. Картинка капающего с потолка горящего пластика осталась в ночных кошмарах. Зато стало понятно, как именно может наказать. Годы будет висеть лужёный конец взведённым курком, а потом может и выстрелить.

Обжимайте наконечники. И за электриками посматривайте. Которые знают, что и так сойдёт — гнать позорными тряпками.

Вот этот текст я зачем-то вывалил на муську. Где мне толпой объяснили, что лудили, лудим и будем лудить. А обжимают ретрограды. Так что по-быстрому оттуда снял. То есть со всеми, кто наконечники силовых проводов лудит и лудить будет - соглашаюсь, пожалуйста. КССЗБ. И светофор красным сдуру мигает, и тормоза придумали трусы. И здесь тоже соглашаюсь и спорить не буду. Но невиновных людей всё же предупредить хочется.

Добавлю, что теме очень близок вот этот циркуляр. Он не про лужение, шире, про пайку вообще. Но физика остаётся
К недостаткам соединений, содержащих оловосвинцовые припои, отнесены:
- снижение электропроводности и механической прочности;
- увеличение переходного сопротивления со временем;
- химическая коррозия, вызванная остатками флюсов;
- экологическая небезопасность;
- трудности обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий при выполнении соединений на монтаже и др.

[Spoiler (click to open)]
АССОЦИАЦИЯ «РОСЭЛЕКТРОМОНТАЖ»

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР

№ 32/2012

г. Москва 2012г.
О ПРИМЕНЕНИИ ПАЙКИ В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ

Неразборные соединения проводов, в соответствии с требованиями нормативных документов, могут выполняться путем опрессовки, с помощью сварки или пайки.

В соответствии с указаниями ГОСТ Р 50571-5-52-2011 (МЭК 60364-5-52:2009) соединения между проводниками и между проводниками и другим оборудованием должны обеспечивать электрическую непрерывность и соответствующую механическую прочность и защиту, а при выборе средств соединения следует учитывать:

- материал проводника и его изоляции;

- число и форму проводов, формирующих проводник;

- площадь поперечного сечения проводника;

- число проводников, которые будут соединены вместе.

В то же время к применению пайки в электромонтажной технологии нормативные документы и справочные материалы формируют следующее отношение:

- п. 7.8.3.2 ГОСТ Р 51321.1-2007: «На проводниках, соединяющих два расположенных рядом устройства, не должно быть скруток или паяных соединений»;

- п. 7.8.3.5 ГОСТ Р 51321.1-2007: «Соединение проводников с аппаратурой с применением пайки допускается только в тех случаях, если такой вид соединения предусмотрен в нормативной документации на НКУ»;

- примечание к п. 526 ГОСТ Р 50571-5-52-2011 (вводится в действие с 01.01.2013) «Низковольтные электроустановки. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Глава 52. Электропроводки»: «Использования соединений пайкой рекомендуется избегать, за исключением коммуникационных схем. Если такие соединения используются, то они должны быть выполнены с учётом возможных смещений, механических усилий и повышения температуры при коротких замыканиях (см. 522.6, 522.7 и 522.8)»;

- п. 4.2.46 главы 4.2 ПУЭ: «Соединение гибких проводов в пролётах должно выполняться опрессовкой с помощью соединительных зажимов, а соединения в петлях у опор, присоединение ответвлений в пролете и присоединение к аппаратным зажимам – опрессовкой или сваркой. При этом присоединение ответвлений в пролете выполняется, как правило, без разрезания проводов пролета. Пайка и скрутка проводов не допускаются».

Указания приведенных документов фактически ограничивают применение пайки в соединениях электрических проводников в силу наличия существенных недостатков такого способа соединения.

К недостаткам соединений, содержащих оловосвинцовые припои, отнесены:

- снижение электропроводности и механической прочности;

- увеличение переходного сопротивления со временем;

- химическая коррозия, вызванная остатками флюсов;

- экологическая небезопасность;

- трудности обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий при выполнении соединений на монтаже и др.

В соответствии с указаниями ГОСТ Р 50571-5-54-2011 (МЭК 60364-5-54:2002) к соединениям заземляющих проводников предъявляется дополнительное требование, заключающееся в том, что соединение проводников или арматуры с помощью пайки возможно только при наличии надежной механической фиксации.

Указанное требование в первую очередь должно быть реализовано при выполнении контактных соединений класса 2 по ГОСТ10434-82* в цепях заземляющих и защитных проводников (см. п. 1.7.139 ПУЭ седьмого издания).

Данное требование является следствием, вытекающим из указаний п. 2.2.6 ГОСТ 10434-82* «Соединения контактные»: «После режима сквозного тока контактные соединения не должны иметь механических повреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации. Температура контактных соединений в режиме сквозного тока не должна быть более 200 °С у соединений проводников из алюмомеди, алюминия и его сплавов, а также у соединений этих проводников с медными, 300 °С – у соединений медных проводников и 400 °С – у соединений стальных проводников». При соединении медных проводников допустимая температура соединения может достигать 300 °С, что превосходит температуру плавления мягкого припоя. Без дополнительного механического крепления проводников перед пайкой обеспечить качество неразборного контактного соединения не представляется возможным.

Наиболее часто для выполнения механического крепления проводников перед пайкой используется бандаж. В Инструкции по монтажу электрооборудования, силовых и осветительных сетей взрывоопасных зон ВСН 332-74 и в Пособии по выполнению электроустановок во взрывоопасных зонах, до сих пор используемых монтажными организациями, приводится несколько способов соединения заземляющих проводников с броней и металлическими оболочками кабелей с помощью пайки мягким припоем. В этих документах приводятся способы соединений, где дополнительное механическое крепление проводников выполняется после пайки либо не выполняется вообще. Указаниям действующих нормативных документов это не соответствует. При выполнении механического соединения с помощью бандажа с последующей пайкой, при расплавлении припоя в режиме сквозного тока не происходит его стекания. После отключения тока повреждения контактное соединение механически восстанавливается.

Особого внимания заслуживает вопрос присоединения многопроволочной жилы к контактным зажимам оборудования и соединителям. Требования облуживания многопроволочных жил оловянно-свинцовыми припоями в разборных электрических контактных соединениях проводов и кабелей изложены в п. 2.1.8 табл. 5 ГОСТ 10434 издания 1982 года. Однако необходимо учитывать то обстоятельство, что современные зажимы, в отличие от приведенных в ГОСТ 10434-82, имеют, как правило, гнездовую конструкцию, в которой многопроволочная жила проводника не выжимается, не выдавливается из-под головки винта или шайбы, а, напротив, обжимается, прессуется в конструктивно ограниченном сечении зажима. Пропайка концов многопроволочных проводов в монолит в таком случае не требуется. Следует также иметь в виду, что ГОСТ 10434-82 распространяется на токи от 2,5 А. Для контактных соединений электротехнических устройств на токи менее 2,5 А требования стандарта являются рекомендуемыми.

Производители широко используемых на отечественном рынке соединителей: Sсhneider Еlесtric, Phoenix Contact, Wago, Weidmüller и др., отрицают необходимость замоноличивания (пропайки) многопроволочной жилы перед выполнением соединения.

Целью выхода настоящего циркуляра является выдача конкретных рекомендаций по выполнению электрических соединений с помощью пайки:

1. Использования паяных соединений в электроустановках следует избегать. Если такие соединения используются, то они должны быть выполнены с учетом возможных смещений, механических усилий и повышения температуры при коротких замыканиях.

2. Спаянные соединения в любом случае не следует применять в местах, подверженных смещению, вибрации и ударам.

3. При выполнении электрического соединения брони или металлической оболочки кабеля с подключаемым оборудованием допускается припайка заземляющих или защитных проводников уравнивания потенциалов мягким припоем, например ПОС-40, без размотки брони кабеля с механическим креплением проводника к броне с помощью бандажа.

4. В разборных соединениях должна быть обеспечена совместимость многопроволочной жилы проводника с соответствующими зажимами аппаратов и соединителей. В этом случае требование о необходимости замоноличивания многопроволочной жилы методом пайки, как и опрессовки гильзой, увеличивающее переходное сопротивление, является излишним и ухудшающим эксплуатационную надёжность современных разборных соединений.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Иван Пух
Oct. 7th, 2018 05:09 pm (UTC)
1. превысил мощность лампы
2. китайский патрон с пустотелыми заклепками
3. ... скупой платит дважды , тупой - трижды , лох - платит всегда !

про пайку расскажи на пр-ве авиа и ракетной техники , хотя ... зырь и умиляйся , твой уровень !
https://www.youtube.com/watch?v=nJAIk3EdJvM
2gusia
Oct. 7th, 2018 05:23 pm (UTC)
1. 13 Вт, всё освещение дома на светодиодах (и через UPS, раз уж суммарная 155 Вт)
2. Вроде отечественный в этом случае. Но сейчас кроме китайских всё равно на замену ему ничего нет.
3. И вам всего наилучшего
(no subject) - Иван Пух - Oct. 7th, 2018 05:30 pm (UTC) - Expand
mrlithe
Oct. 7th, 2018 05:42 pm (UTC)
Столько слов и эмоций, но я нигде не нашел ПОЧЕМУ нельзя лудить провода!!! Вот просто нельзя и всё!
2gusia
Oct. 7th, 2018 06:28 pm (UTC)
Я вроде описывал последствия. Но причины тоже привёл, в конце
- снижение электропроводности и механической прочности;
- увеличение переходного сопротивления со временем;
- химическая коррозия, вызванная остатками флюсов;
1- потому, что припой - очень мягкий, нестабильный геометрически материал
2 - потому, что окисляется легко

Ну и большой список ссылок на нормативную документацию под спойлером.

Edited at 2018-10-07 06:43 pm (UTC)
(no subject) - mrlithe - Oct. 8th, 2018 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 2gusia - Oct. 8th, 2018 09:02 pm (UTC) - Expand
easynik
Oct. 7th, 2018 06:02 pm (UTC)
Я-дочь электрика. Не все так однозначно)
iron_bee
Oct. 7th, 2018 06:22 pm (UTC)
Лудить провода можно и нужно. Обжимать тоже можно, если лудить лень, но результат чуть хуже.
pitkon
Oct. 7th, 2018 06:32 pm (UTC)
Если китайский кабель из Fe2O3 (сопротивление 0,8 ом/м:)облудить безсвинцовым припоем с кислотным несмываемым флюсом (а с другим он просто не лудится:), то дааааааа... А МЕДЬ и ПОС60 - лудил и лудить буду!
2gusia
Oct. 7th, 2018 06:46 pm (UTC)
Из ржавчины не видел :) Омеднёный алюминий - неоднократно. Но не о них речь. А о потере с годами контакта, нагреве и так далее.

Edited at 2018-10-07 06:46 pm (UTC)
mao_the_doom
Oct. 7th, 2018 06:36 pm (UTC)
Двоякое ощущение какое-то... Просто куча мыслей в голове!
Лудить плохо - ретроградство
Все новые патроны идут с "бумажными" контактами.
Гильзы для обжима строго китайского производства - что за металл там знает только дядюшка Ляо.
Провода на 0,75 брал 5-метровыми отрезками в трех магазах. Все разные - одни ацки пружинят, так что пальцы наколол, другие подозрительно легкие, третьи по цвету напоминают латунь.
То же самое с колодками и их комплектными винтами.
Прихожу к выводу, что электрика сейчас - лотерея с призом в виде более приемлемого говна, чем прочие.
Вопрос - что делать?
mao_the_doom
Oct. 7th, 2018 06:42 pm (UTC)
Запахло паленым в сарае - выдрал из стены старинный советский провод 2 жилы на 4 квадрата. Изоляция - натуральный каучук. Спеклась и деградировала до состояния пригоревшего теста по всей длине. Нагрузка периодическая, по 2-3 киловатта. Соединения в скрутке, изолированы тканевой черной лентой, которая рассыпалась в руках. Эх, если бы все хозяйство да на низковольтную!
(no subject) - 2gusia - Oct. 7th, 2018 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mao_the_doom - Oct. 7th, 2018 06:49 pm (UTC) - Expand
shtapoff
Oct. 8th, 2018 05:39 am (UTC)
что за обжимка так красиво жмет? 8 сегментов?
2gusia
Oct. 8th, 2018 09:05 pm (UTC)

HSC8 6-4
(no subject) - shtapoff - Oct. 9th, 2018 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2gusia - Oct. 9th, 2018 03:51 pm (UTC) - Expand
dimka_rs
Oct. 8th, 2018 07:29 am (UTC)
Я так и не понял, куда и как были подключены луженые концы?
2gusia
Oct. 8th, 2018 09:06 pm (UTC)
Прямо в изображённый патрон, к сожалению не сфотал. Там пружинный контакт.
(no subject) - dimka_rs - Oct. 9th, 2018 08:09 am (UTC) - Expand
vshaev
Oct. 8th, 2018 11:34 am (UTC)
не думаю, что сиё безобразие, как последствие облуживания проводов. Перечисленные Вами "недостатки" припоя (кстати он бывает очень и очень разный) в той или иной степени относятся и к голому проводу, и к обжимке.
Светодиодная лампа 13 вт при самом плохом контакте не приведёт к таким последствиям. Скорее всего до неё тут поработала лампа накаливания. Ватт эдак под сто-стопездисят.
На основании "Висит уже много лет" смею предположить, что припой не причём. Любые контакты, тем паче такие как в патронах-светильниках (т.е. бюджетные) надо периодически подтягивать. Когда работал на военном заводе, то у нас даже график на каждое оборудование был. По подтяжке/промывке. (промывка нам больше всего нравилась, т.к. она обеспечивалась спиртом))). Это относилось ко всем, в т.ч. и электрикам, которые со стремянками лазали по светильникам в цеху.
Ну а в быту никто конечно этим не занимается. Почти. Я раз в два года осматриваю все свои патроны-светильники. Даже со светодиодами.
drazer05
Oct. 8th, 2018 06:55 pm (UTC)
вот и у меня такая же мысль.
нагрев пропорционален току. Ток в случае светодиодной лампы там небольшой. можно даже посчитать.
(no subject) - 2gusia - Oct. 8th, 2018 09:09 pm (UTC) - Expand
redhotz927
Oct. 8th, 2018 12:50 pm (UTC)
Для нaстрoения
2gusia
Oct. 8th, 2018 09:10 pm (UTC)
:))
Alexey Kruglov
Oct. 9th, 2018 09:44 am (UTC)
Говнопатрон с пружинкой -луди, обжимай, все равно погорит.
2gusia
Oct. 9th, 2018 03:50 pm (UTC)
Это верно, патрон так себе. Но пока жена новый светильник выберет...
(no subject) - Alexey Kondratyev - Nov. 2nd, 2018 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 2gusia - Nov. 2nd, 2018 07:04 pm (UTC) - Expand
chyvack
Oct. 11th, 2018 12:27 pm (UTC)
Пару недель назад.
Вытаскивал вилку от зарядки шуроповерта milwaukee, и один штырек остался в розетке. Я эту вилку несколько лет назад сам менял, когда зарядник переделывал с 110В на 220В, провод многожильный, залудил, винтом прикрутил. Винт выкрутился и штырек остался в розетке.
aprodin
Oct. 16th, 2018 06:23 pm (UTC)
Так лудить или паять? как правильно? А может обжиматьТ
Откуда есть пошло лужение электропроводов на земле русской. Или замолвим словечко за луженые провода.

опечатка: многожильный читай как многопроволочный

Я живу так долго, что помню фильмы, где менты были хорошими! Но не только, я помню еще и ПЭУ (правила электроустановок), где предписывалось в жилых и административных объектах электропроводку выполнять из алюминиевого провода. А еще в ПУЭ предписывалось не реже 1 раза в 6 месяцев протягивать соединения (контакты) всех алюминиевых проводников для исключения прогорания, а для уменьшения прогорания концы алюминиевого провода рекомендовалось лудить. Второй случай применения лужения — это лужение жил многожильного проводника. Альтернатива лужению - это обжим наконечником многожильного провода. И только! Незачем обжимать одножильный провод, и поэтому не стоит гнать электрика позорными тряпками за отказ обжимать одножильный провод.



Обжим [наконечником] МНОГОЖИЛЬНОГО МЕДНОГО провода в быту применяется чаще лужения, в основном, по причине большей производительности и меньших квалификационных требований, но никак не в силу большей надежности и долговечности.

Теперь про ФИЗИКУ и не только:

К недостаткам соединений (тут автор путает, соединение — это пайка, а лужение — это покрытие оловом для защиты от…), содержащих оловосвинцовые припои, отнесены: - снижение электропроводности и механической прочности;

Полная электрическая цепь, где на одном конце будет Ваша лампочка, а на другом - вторичная обмотка трансформатора, а между ними не одна сотня метров проводников различного сечения, где проводники разбиты на отрезки посредством рубильников и автоматов защиты. И Вы утверждаете, что общее сопротивление этой цепи ухудшится из-за лужения? Ну тогда вставание на газету значительно увеличивает рост встающего!

- увеличение переходного сопротивления со временем;
см. замечание выше, а для алюминиевого провода лужение увеличивает надежность механического соединения, и для многожильного проводника, включая медный, тем более.

- химическая коррозия, вызванная остатками флюсов;
соблюдение технологии пайки исключает химическую коррозию от остатков кислоты, а лужение, как это не странно дает дополнительную защиту от окисления кислородом воздуха, что, почитай, будет все той защитой от коррозии;

- экологическая небезопасность;
Ну тут нет слов: ну куда нам без экологии! И, особливо, в свете светодиодных лампочек, технологии обогащения медной руды, производство полимеров для электроизоляции и всей лабуды, которую мы впоследствии утилизируем. Да, я еще забыл про экологичность генерации электроэнергии, любым способом, без какого-либо исключения, включая так называемые "зеленые".

- трудности обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий при выполнении соединений на монтаже и др. (Тут автор опять путает лужение с пайкой, пайка — это неразрывное соединение проводников.)
При лужении нет трудностей: если лужение в промышленных масштабах, то приточно-вытяжная вентиляция с применением местных отсосов, а если так просто, дома что-то залудить (в электротехническом смысле залудить) – то открытой форточки будет достаточно.

И еще раз: пайка – это способ неразрывного соединения, а лужение — это так сказать покрытие, защита от коррозии и попутно увеличение прочности и надежности механического соединения в случае с многожильным проводом. В описываемом Вами случае пайка не применялась, и незачем было приводить ЦИКРуляр, он не про это.

ЗЫ
Из приведённых Вами снимков и текста не следует, что виной мигания лампочки есть лужение. На одном из снимков я вижу следы копоти на луженом многожильном проводе без следов оплавления на оном (т.е. лужение не причем). А на другом снимке наблюдаю на проводе повреждённую электроизоляцию с торчащей в сторону одной из жил многожильного провода (вот тут-то, я полагаю, и "собака то и порылась"). И еще. Из приведённых снимков и текста не ясно, как присоединялись и где именно в конструкции находились два закопченных провода с одинарной электроизоляцией. Ваш ответ выше, что где-то "в патроне зажимался" ясности не добавляет. А посему, пока не ясно (мне не ясно) на основании каких фактов был подвергнут остракизму столь полезный и нужный способ защиты проводника как лужение. Ну, а про обжим одножильного, сиречь луженого многожильного, я высказался выше.


Edited at 2018-10-16 10:25 pm (UTC)
2gusia
Oct. 17th, 2018 01:25 pm (UTC)
Re: Так лудить или паять? как правильно? А может обжимать
>Незачем обжимать одножильный провод
+1. Если я написал обратное - то это моя описка. Но вроде одножильный не призывал обжимать :)

>тут автор путает, соединение — это пайка, а лужение — это покрытие оловом для защиты от…
Вот как раз в случае одножильного - покрытие. А многожильного - соединение в единое целое многих проволочек.

>И Вы утверждаете, что общее сопротивление этой цепи ухудшится из-за лужения?
И даже наблюдал это на практике :) То есть наблюдал увеличение переходного сопротивления, с последующими проблемами тепловыделения. А вот про то, что виной лужение - соглашусь, это моя гипотеза.

>На одном из снимков я вижу следы копоти
провода уже выкинул, но следов копоти я там не видел. Горения не было точно, была деградация изоляции, подобная той, которую можно наблюдать от длительного воздействия высокой температуры, но не достаточной для возгорания. Обратите внимание, степень деградации тем выше, чем ближе к зоне электрического контакта. Откуда полагаю её источником нагревания. На той же фотке другой конец провода, не претерпевший деградации. Откуда полагаю, что дело не в истлевании от времени.

> с торчащей в сторону одной из жил
Нет такого. Ср увеличение зоны разрыва. На жилу торчащую похож отпечаток жилы в изоляции.

> Из приведённых снимков и текста не ясно, как присоединялись
Согласен, тут моя вина. Сначала всё сделал, потом стал писать. Не сфтал толком этот важный момент.
aprodin
Oct. 17th, 2018 07:57 am (UTC)
Таки все же лудим!
И так разберем о чем же ЦИРКуляр?
1. "Целью выхода настоящего циркуляра является выдача конкретных рекомендаций по выполнению электрических соединений с помощью пайки".
2. Циркуляр сообщает, что на дату его выпуска единственно законным способом (в силу требований ГОСТ 10434-82) является «Требования облуживания многопроволочных жил оловянно-свинцовыми припоями в разборных электрических контактных соединениях проводов и кабелей». Все написанное далее, по моему мнению, в абзаце является лирикой на тему «замшелости» ГОСТ и современных импортных разработок, которые «отрицают необходимость замоноличивания (пропайки) многопроволочной жилы перед выполнением соединения».
Re:)
Jan. 26th, 2019 12:30 pm (UTC)
Самое интересное, что наконечники сделаны из меди и залужены.
Допустим, DKC 2ART506, Германия.
Материал - Медь, Защитное покрытие поверхности - Лужёное.
Вот парадокс.

Видимо лампочки по 150 - всё ж тут главные в цепочке событий;)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 44 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2024
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com