2gusia (2gusia) wrote,
2gusia
2gusia

Category:

Шанс на успех

Текст ниже - сокращенная версия статьи Шанс на успех Сергея Чумаченко. В России ссылка блокируется - но желающие способы знают. Статья мне показалась интересной. Впрочем, гражданам, понимающим патриотизм как необходимость мазать дегтем все иностранное, вероятно, должен понравиться тот факт, что автор ни разу не упомянул Россию, а все его внимание сосредоточено на Украине.
Правда там, где автор фокусируется на украинской конкретике, типа фамилий, - я эти кусочки вырезал. Потом, что его интересует его страна, а меня - моя.

В книге Лоуренса Харрисона «Кто процветает?» есть замечательная матрица анализа национальных культур по факторам, безальтернативно влияющим на вероятность экономического успеха общества и государства.
Матрица включает четыре фундаментальных фактора:
1. Радиус доверия в обществе — степень отождествления с другими соотечественниками.
2. Жесткость системы морали в обществе.
3. Отношение в обществе к власти — восприятие власти как средства личного обогащения vs восприятия власти как средства заботы об общественном благе.
4. Отношение к труду, новаторству, сохранению и прибыли.
Степень или качество проявления всех четырех факторов создают карту национальной культуры, которая или содействует общему успеху, или является бременем социальных «грехов», не дающим возможности обществу вырваться из бедности и нищеты. Например, если радиус доверия распространяется дальше, чем род, семья, клан, до границ всего общества (или даже за пределы национально идентифицированного общества), существует очень высокая вероятность, что граждане умеют укрощать собственное эго, выходить из деструктивных конфликтов (часто сманипулированных извне) и выстраивать конструктивный диалог ради общественного развития. Результатом является способность к солидарным действиям в пределах всего сообщества с рождением субъектности сильного проактивного общества.
Если закон в государстве создается для защиты прав каждого гражданина и распространяется на всех в государстве, а соблюдение становится делом не только соответствующих институций, но и всего общества, такой закон является формальным закреплением общественного договора, моральных принципов общества и гарантией справедливого общественно-политического устройства. В таком обществе человек чувствует себя безопасно, комфортно, прогнозируемо, готов сотрудничать ради личного и общественного развития и будет защищать его.
И, наоборот, законы, создаваемые для защиты интересов кланов, вряд ли будут признаны обществом. Последствием такого законотворчества будет утрата доверия к самим законам, государственным институтам, и, наконец, утрата государственности.
На основе исследований культурологического аспекта развития обществ Харрисон и его коллеги пришли к выводу: есть общества, обреченные на успех, и есть безнадежные аутсайдеры. Различие — исключительно в профиле национальной культуры.
Аутсайдеры
Для аутсайдеров характерны такие особенности культуры: низкий уровень взаимного доверия в обществе; радиус доверия ограничивается родственными связями, максимум — принадлежностью к локальной, субэтнической группе или клану; множество конфликтов, низкий уровень толерантности в национальной культуре; отсутствие права на другую точку зрения и желания взаимопонимания.
У аутсайдеров высокий уровень правового нигилизма. В обществе нет обобщенных договоренностей о моральных нормах. Законы создают для продвижения интересов узкого круга лиц (часто олигархических) потому что лишь в таких условиях они имеют возможность приумножать и защищать свое богатство. Закон применяется избирательно. Элита не считается образцом нравственности и, соответственно, ценность морали — номинальна.
Что касается «отношения общества к власти» — аутсайдеры воспринимают власть как «лицензию на личное обогащение».
Мы не готовы взять под контроль личное эго. Мы найдем тысячу причин, почему не можем доверять.
Мы давно махнули рукой на законотворчество и перестали воспринимать этот процесс как направленный на наше личное благосостояние, безопасность и развитие наших детей. Мы не верим тем, кого избираем. Единицы из нас готовы стоять под судами, отстаивая справедливость и наши естественные права. Мы не верим в справедливость в собственном государстве.
Мы готовы закрыть глаза на бедность и убожество «общественного блага» в виде слабой системы здравоохранения, устаревшего образования, пенсионного и социального обеспечения людей преклонного возраста ради призрачной возможности «прорваться во власть» любой ценой, потому что именно это воспринимается в обществе как один из основных критериев успеха.
Мы в который раз возлагаем надежду на «сильного президента», «доброго царя», каждого, кто пообещает нам манну небесную. Но история не знает устойчивых изменений, введенных «сильной рукой».
Патернализм + гражданский инфантилизм = возрождение диктатуры.
Патернализм + общественный инфантилизм + политический популизм = утрата идентичности и государственности.
Успешные страны и общества
Что характеризует общества, обреченные на успех?
Доверие является важной общественной ценностью. В обществах с большим радиусом доверия оно проявляется прежде всего в том, что соотечественники воспринимают социальное окружение как безопасное, надежное, экологическое с психологической точки зрения, прогнозируемое, а соотечественников — как тех, от кого они могут получить помощь в случае острой потребности, независимо от того, знакомы они или нет. Социальное доверие часто проявляется в форме ожидания, что моральные нормы разделяют другие, и в привычке доверять незнакомым соотечественникам. Никто не будет обманут.
Соотечественники в обществе с широким радиусом доверия понимают важность доверия прежде всего как гарантии безопасности. Именно поэтому за действия, приводящие к разрушению доверия, в обществе накладываются суровые социальные санкции. То есть — прежде всего сами граждане следят за соблюдением норм.
В обществах, обреченных на успех, моральные нормы явны, понятны каждому и объединяют соотечественников. Эти нормы формализуются в законы, стоящие на защите прав соотечественников, безопасности общества и распространяются на всех его членов. Общество имеет рычаги влияния на все институты государственной власти, если их действия искажают принципы равенства перед законом и справедливости его применения.
В обществах, обреченных на успех, власть воспринимается как возможность содействовать приумножению общего блага, благосостоянию каждого гражданина и общественному развитию. В таком обществе какие-либо попытки украсть, создать благоприятные условия для коррупции подлежат немедленным санкциям общества.
Как-то неудобно получается. Качество «элит» определяется качеством «масс».
Может ли быть иная логика, не харрисоновская? Может. Но это будет логика обреченного инфантильного общества, готового к утрате идентичности и государственности. Любое сильное и успешное государство базируется на сильном обществе, обеспечивающем подконтрольность, прозрачность и эффективность государственных институций, которые должны обслуживать потребности всего общества и каждого гражданина.
Является ли современная культура приговором?
Нет. Главный вопрос не в том, кем мы являемся, и даже не в том, кем мы были. Главный вопрос в том, кем мы хотим быть.
Анализ истории государств, занимающих в ХХІ веке лидирующие места в мировых рейтингах конкурентоспособности или лучших стран для жизни, свидетельствует, что на определенном этапе там произошло «взросление» общества. Часто катализатором такого процесса становились сверхсложные обстоятельства, выводившие нации на рубикон существования. Процесс укреплялся, когда фокус внимания переносился на развитие общества. Именно изменения в обществе, в культуре обществ гарантировали постоянство изменений в развитии государств. Подтверждением этого, например, является новая и новейшая история скандинавских стран.
Теперь уже понятны условия, при которых происходят большие социальные изменения. Но это — следующая история.

Tags: Родина
Subscribe

  • OpenZFS и XigmaNAS

    Месяц назад я писал про Open ZFS. Там были мысли о том, когда он будет доступен в XogmaNAS. А в конце декабря зацепился на эту тему языками с…

  • Как провожают жесткие диски

    Сдох у меня жесткий диск в NAS Как видно - из SMART отпахал 70428 часов, то есть если 24/7 - больше 8 лет. И, я вам скажу, он не просто крутился…

  • О добавлении диска в ZFS raidz

    Проект OpenZFS дал новый импульс развитию этой файловой системы. Прежде всего потому, что Linux сообщество разработчикоы велико и подключение их к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments

  • OpenZFS и XigmaNAS

    Месяц назад я писал про Open ZFS. Там были мысли о том, когда он будет доступен в XogmaNAS. А в конце декабря зацепился на эту тему языками с…

  • Как провожают жесткие диски

    Сдох у меня жесткий диск в NAS Как видно - из SMART отпахал 70428 часов, то есть если 24/7 - больше 8 лет. И, я вам скажу, он не просто крутился…

  • О добавлении диска в ZFS raidz

    Проект OpenZFS дал новый импульс развитию этой файловой системы. Прежде всего потому, что Linux сообщество разработчикоы велико и подключение их к…